Диагностика личности. УкрашенияИмиджПолина ШкаленковаПсихология

В прошлой статье я начала говорить о Диагностике личности по внешнему виду. Сегодня я хочу продолжить и остановится на вопросе украшений. Как диагностировать по украшениям? Почему они действительно отражают состояние и настроение человека и как можно этим процессом управлять.

glamurnie-ukrasheniya

В таблице ниже приведены основные критерии и их характеристики диагностики личности по внешнему виду. Хотелось бы отметить, что этот материал был взят из журнала «Journal of Personality and Social Psychology» и переведен, поскольку наши соотечественники уделяют этому вопросу очень мало внимания. Важно заметить, что в последнее время в электронных ресурсах появляется довольно много публикаций на тему: «О чем расскажет одежда», но тем не менее информация везде настолько поверхностная, что использовать её в качестве материала для работы невозможно. В статье Charles M. Judd, John F. Dovidio, and Charles S. Carver было акцентировано внимание на том, что данные, приведенные ниже в таблице – это некое заключение наблюдений и видеозаписей, которые велись в течении трех лет. При этом обоснования и доказательства этим фактам нет.

Диагностика личности по внешности

Критерии

Характеристика

Погоня за модой Тщеславие, честолюбие
Разнообразие и перемены в одежде и манере одеваться Повышенная потребность в новых впечатлениях, неустойчивость характера
Большое количество одежды Неудовлетворенность жизнью
Несоответствие одежды типу фигуры и внешности Низкий уровень развития вкуса. (В случае демонстративного подбора — желание привлечь внимание окружающих).

Стиль

Деловой Организованность, деловитость, желание укрепить свой авторитет
Спортивный Независимость, раскованность
Романтический Сентиментальность, стремление подчеркнуть женственность

Силуэт

Круглый Чувственность, дружественность, игривость, склонность к беспокойству
Квадратный Логика, практический подход, настойчивость, непрошибаемость
Треугольный Целеустремленность, порывистость, успешность
Ломаные линии (многослойность) Богатое воображение, индивидуальность, отвержение рутины
Плотность ткани Мера открытости
(бархат, шерсть, лен — интроверты;
шелк, трикотаж — экставерты)

Узоры

Цветочные мотивы Нежность, сентиментальность. Мечты о дружбе, любви, взаимопонимании
Горошек Возвышенность, женственность
Спирали, круги, волнистые линии Эгоизм
Геометрия Деловитость, сила, агрессия
Клетка Серьезность, замкнутость, тревожность. Стремятся к спокойствию, ищут опору
Полоска Экстравагантность (смело вперед, не оглядываясь на чужое мнение)

Цвет

Красный Страсть, власть, вспыльчивость
Оранжевый Мечтательность
Желтый Спокойствие, общительность, легкая приспособляемость
Розовый Эмоциональность, потребность любить и быть добрее
Коричневый Традиционность, уверенность
Зеленый Надежда, упрямство в достижении цели
Синий Духовная возвышенность, скромность, стремление к взаимопониманию
Черный Неувереннсоть, мрачное восприятие жизни
Серый Рассудительность, недоверчивость, повышенный эмоциональный контроль
Белый Не информативен

Обувь. Каблук сношен

На внутреннем крае Мужчина нерешителен, а женщин — хороший характер
По наружному краю Инициативный человек
Искривлен наружу Склонность к беспечности
Ровно Хороший семьянин

Прическа

Гладкая Спокойствие, уравновешенность
Растрепанная Импульсивность, эмоциональность

С украшениями все немного проще, чем с одеждой, поскольку есть прекрасная книга М. Люшера «Сигналы личности», в которой он рассматривает украшения как проявления сексуальности. Поэтому в данном параграфе я, в основном, буду ссылаться именно на этот источник.

cameronЕсли человек выбирает небольшие, тщательно выполненные украшения, то это говорит о его бессознательном стремлении к защищенности, безопасности, укрытости.

По форме это округлые украшения, небольшие кулоны, броши темно синего или темно красного цвета, которые часто носятся на груди, около сердца. Они не обязательно дорогие, но обязательно симпатичные, милые. Выполнены украшения могут быть из металла, керамики, самоцветов, дерева и т.д. Если женщина носит крестик, то это тоже говорит о потребности в защите и к тому же дополняется еще и религиозным смыслом.

Если на человеке дорогое и престижное украшение, это показывает, что все мысли и цели его владельца направлены на престиж. Это могут быть украшения с бриллиантами (кольца, ожерелья, браслеты), массивные золотые цепи вокруг шеи и запястья. Подобные украшения говорят о том, что их владелец претендует на значимость. М.Люшер пишет в своей книге «Сигналы личности»: «Престижное украшение – это сигнал притязания на значимость. Но тому, что под золотой и бриллиантовой горой постоянно скрывается личинка майского жука, которая хотела бы стать не только майским жуком, но и бабочкой, которая с трепетом ждет признания,  учит нас детская школа».

Если человек носит украшения, которые привлекают внимание своей яркостью, необычностью или экстравагантностью, то в этом реализуется его сексуальность. У мужчин это могут быть кожаные и стальные браслеты на запястьях, у женщин крупные и яркие украшения на груди, руках, меховая отделка и меховые дополнения к одежде. Все это направлено на то, чтобы привлечь внимание к телу, половой принадлежности владельца, повысить его сексуальность, притянуть к себе, продемонстрировав внутреннее желание и стремление к сексу.

Если человек предпочитает эстетически оформленные украшения, то это как стремление к красоте, так и желание притянуть к себе людей с высокой чувствительностью и эстетически гармоничных. Эти украшения элегантны и гармоничны, они не могут быть крупными, броскими и невысокого качества.

Есть много видов украшений, от бус из семечек до многократных ожерелий из бриллиантов чистейшей воды. Есть много возможностей демонстрации украше­ний от интимной золотой цепочки вокруг живота до украшающих наклеек на стекле автомобиля или чемо­дане.

zaponkiekat

Однако есть лишь немного мотивов, побуждающих людей украшать собственное тело с ног до головы и собственное имущество от постельного белья до запас­ной автопокрышки какими-либо украшениями. Тот же самый мотив, то же самое притязание на значимость может породить: у женщины желание спать на постельном белье с вышитой монограммой, у мужчины вызвать чувство гордости от украшения своего автомо­биля серией фар и прожекторов, а также пестрыми наклейками везде и повсюду.

Когда африканский негр продевает палочку сквозь собственный нос, когда индийская женщина украшает свой нос бриллиантом или когда люди на другом континенте надевают перстень с печаткой, то все эти действия могут оказаться вызванными одним и тем же мотивом. Поэтому, когда мы рассматриваем украшение в качестве сигнала личности, то имеем в виду не квалифицирование предмета-украшения, а мотивацию его владельца.

Украшение не служит никакой полезной цели. И даже когда хотят ложно представить якобы практиче­скую полезность такого рода действий или предметов, утверждая, что монограмма на простынях исключает возможность их перепутывания, что панель управления дополнительными фарами дает возможность особенно хорошо освещать ночную дорогу, а перстень служит для запечатывания писем, едва ли кто-либо поверит, что это было истинной причиной приобретения этих украшений. Как раз именно бесполезность и техническая нецелесообразность всех украшений делают их особо богатыми своей выразительностью сигналами личности.

Поскольку при покупке любого украшения для себя его выбор осуществляется с особо тонкой чуткостью и внимательностью и направлен на то, чтобы определить, «красив» ли этот предмет, то есть соответствует ли он собственному вкусу, вид выбранного украшения рас­крывает образ или способ чувствительного переживания.

М. Люшер выделяет 4 области, которые можно украшать:

Первая область – украшение как эротический сигнал личности, её эротическое «высказывание».

Вторая область — окружающий мир, рабочее место и особенно — собственное жилище. Предметы, служа­щие для практического использования, такие, например, как — наручные часы, дамская сумочка, чемодан или автомобиль, также могут быть по собственной воле их хозяев украшением или, по крайней мере, обретать функции украшений.

Третья область — это украшение собственной личности одеждой и предметами украшения.

Четвертая область — это украшение собственного тела с помощью цвета: окраска волос, макияж, солнечный загар, маникюр и педикюр.

В каждой из этих четырех сфер, отдельные люди могут иметь установки различного рода. Так, у одной и той же женщины может быть прекрасно выполненный макияж, платье при этом может быть не совсем в порядке, а квартира вообще напоминать поле сражения после битвы.

У прирожденной домохозяйки квартира может быть в идеальном порядке, но ее платье может представлять собой образец безвкусицы, а весь ее макияж может состоять из одной кислой мины.

В этом разделе мы ограничимся украшениями третьей сферы, то есть теми украшениями, которые одевают на себя.

Здесь обязательно следует различать, какая именно часть тела и каким украшением украшается. Ведь одна и та же золотая цепочка говорит о разном в зависимости от того располагается ли она на животе, на шее или на суставе ноги. Одно и то же бриллиантовое колечко изменяет свое значение в зависимости от того, надето ли оно на безымянный палец или на мизинец и находится ли оно на пальце в единственном числе или рядом с ним располагается еще одно кольцо.

ukrasheniya_1УКРАШЕНИЕ ПАЛЬЦЕВ РУК.

Каждый палец руки имеет собственное выразитель­ное значение. Поэтому то, на каком пальце надето кольцо, изменяет также и назначение сигнала.

Безымянный палец располагается с пассивной ин­дифферентностью между более длинным суверенным средним пальцем и готовым к «прыжку налево» (увлечению, любовным интрижкам, шашням) мизинцем.

Безымянный палец представляет восприимчивую, чувствительную и сентиментальную область человече­ского нрава. Если на него надето обручальное кольцо, то это указывает на супружество, как на состояние. Если же на безымянный палец надето украшающее кольцо, то выразительная характеристика и «высказы­вание» кольца относятся к области душевного состоя­ния. Если кольцо небольшое и отделано традиционно случайными декоративными формами, то это позволяет предположить, что душевная установка по отношению к любовному партнеру является недифференцированной и подобной клише. Но если кольцо на безымянном пальце большое, чрезмерно украшенное и провокаци­онно бросается в глаза, то можно предположить, что и эмоциональное поведение носителя такого кольца чрезмерно бурное, экзальтированное или даже истери­ческое.

То же самое кольцо, носимое на среднем пальце, еще больше подчеркивает и драматизирует эту харак­теристику, так как средний палец представляет область чувства собственного достоинства, самолюбия и тщесла­вия.

Указательный палец, который столь часто при говорении становится жестикулирующим актером, вы­ражает целеустремленное волевое поведение, инициа­тивное действие. Тот, кто украшает кольцом свой указательный палец, тот декорирует свои волевые импульсы и предположительно является самовластным диктатором, самонадеянным, самоуверенным и надмен­ным человеком (Генрих VIII, Ришелье).

Мизинец в качестве аутсайдера (крайнего) может легко оттопыриваться. Он легко отходит в сторону в прямом и в переносном смысле и совершает «свои отклонения от заданного маршрута» (имеются в виду любовные интрижки, походы «налево» и т.п.). Такие эротические или духовные «уходы в сторону» могут быть своенравными, капризными или оригинальными. Тот, кто украшает мизинец, показывает с помощью кольца в качестве выразительного средства, каким’ образом он хотел бы переживать свое личное своеоб­разие.

Если кто-либо носит на мизинце традиционный, оправленный в золото бриллиант, то этот человек притязает на особую, выделяющуюся общественную, значимость.

Если же молодая дама носит на мизинце несколько эстетически изысканных, согласованно подобранных нетрадиционных колец, то в этом случае можно предположить, что она ищет оригинальные побуждения или импульсы (стимулы) и с любопытством идет навстречу эротически привлекательному и особенному и хотела бы при этом с чувствительным вниманием переживать много новых впечатлений.

ОТСУТСТВИЕ УКРАШЕНИЙ.

У большинства участников совершенно справедливо возникает обычно вопрос, а если нет украшений? Если человек не любит носить кольца, браслеты? Люшер дает на это следующий ответ.

Спрашивая о мотивах, почему люди украшают себя, следовало бы спросить и о том, почему некоторые из них не украшают себя. Одни хотели бы появляться в окружающем их мире украшенными и «подгримирован­ными», другие — предпочитают не украшать себя вообще.

Первые, применительно к нашим культурным собы­тиям, и в первую очередь женщины, хотели бы с помощью эмоционально привлекательного возбуждаю­щего средства — украшения представить себя как личность. Вторые, группы без украшений, хотят, чтобы их ценили в качестве личностей без этих материальных сигналов. Ремесленники и деловые люди воспринимают внешнее проявление по функциональному целесообраз­ному поведению. Противоположность этому разумному деловому фасаду являются богато декорированные хиппи и панки с их идеологиями чувств.

Подчеркнуто неукрашенным является отрешенный от всех радостей монах. Насильственно захваченной, ук­рашенной одним лишь галстуком, является сухая душа служащего. Сухая педантка, лишенная женственности — синий чулок, чувствующая свою непривлекатель­ность, с упорством самоотречения также избегает всяческих «украшений.

Женщины, чувствующие себя покинутыми или обманутыми, либо такие, партнеры которых не удов­летворяют ни одному из их притязаний, не имеют никакой охоты делать себя привлекательными с по­мощью украшений. Однако сверкающий гарнитур извлекается на поверхность всякий раз, когда возникает новая влюбленность или по крайней мере внутренняя готовность к ней.

Автор: Полина Шкаленкова

 
Rambler's Top100