Сложности, с которыми сталкивается каждый при создании образаИмиджПолина ШкаленковаПсихология

psixologia_imidga

Темы «Создание образа», «Управление впечатлением», «Имидж успешного человека» сейчас очень популярны и много кто «прикрывается» этими популярными словами. Я же хочу всегда «докопаться» до сути, понять причину происходящих процессов, прежде чем утверждать что-то. И я основательно задалась вопросом: почему, когда человек принимает решение изменить свой образ практически невозможно сделать это самостоятельно? Я даже по себе сужу. Я очень хорошо знаю все инструменты, работаю с клиентами, умею ими пользоваться, но работать с собой не могу. И если хочу что-то поменять обращаюсь к своим же стилистам. Но вопрос не в этом. Я изучила огромное количество материалов и исследований. И выявила 3 основные психологические сложности, с которыми сталкиваемся мы сами и наши клиенты, что побуждает обращаться за сторонней помощью (стилисты, подружки, консультанты в магазинах).

1. Самоопределние. И, как следствие, самопредъявление.

Здесь множество психологов изучали проблематику «неопределившихся» людей. Иными словами, если личность не обрела целостность и предстает как внутренне рассогласо­ванное образование, ее поведение и самопредъявление скорее всего будут характеризоваться непостоянством, отсутствием единства в создаваемом образе (имидже), игрой в чужие роли.

Проще говоря — это когда сам не знаешь чего хочешь. Встречалось вам такое?

2. Целевая аудитория.

Вопрос диагностики, поиска «опорных» стереотипов, по которым будет происходить оценка.

Я надеюсь, что все мои читатели прекрасно понимают, что понятие имиджа тесно связано с целевой аудиторий, на которую он ориентирован. Эффективный образ — это умение произвести определённое впечатление на аудиторию. Так вот эта «настройка» имиджа на респондента невозможна без психологической компетентности, без способности психологически диагностировать тип личности партнера по общению. Необходимо понимать какие сигналы будут понятны партнёру. То есть, с одной стороны, надо угадать какими психологическими чертами (чертами характера) хотел бы партнер, чтобы мы были наделены. А, с другой стороны, посредством каких способов поведения именно этому партнеру мы можем сообщить то, что мы владеем этими чертами. Здесь необходима определенная социально-перцептивная компетентность (научная школа А.А. Бодалева, включающая в себя большое количество исследователей из различных научных центров страны когда-то накопила богатейший материал по механизмам первого впечатления, о содержании различных социально-перцептивных эталонов и пр.), необходимо знание того, как внутреннее (психологическое) сопряжено с внешним (экспрессия и пр.), чтобы правильно подобрать язык самопредъявления. Наконец, мы должны не только знать, но уметь осуществить эту презентацию, т.е. вла­деть языком тела, богатством интонационных окрасок и пр.

3. Целостность + самоотождествление.

Множественность образов, многоликость наших предъявлений (из-за различающихся по содержанию контактов), разнообразие имиджевых масок порождает проблему интеграции, сохранения единства личности, проблему удержания чувства само­тождественности.

Потребность в целостности, внутренней (психологической) согласованности, а также согласованности внешнего и внутреннего — глобальная личностная потребность, опосредующая саму возможность возникновения и сохранения личности. Можно было бы ссылаться на многие персонологические концепции, в которых проблема целостности предстает как центральная, ассо­циируемая авторами этих концепций с проблемой психического здоровья человека.

Человек испытывает потребность в открытости, в предъ­явлении себя таким, каков он есть. Другое дело — какую из своих черт акцентировать в конкретной ситуации общения, на какие стороны своей натуры опереться, что предъявить несколько утрировано, зная, что это естественно складывающееся направление развития личности и даже если в данный момент это предъявление представляется некоторым преувеличением, то «завтра» — это будет достигнутый в развитии личности уровень. И реакции окружающих на человека в его «улучшенной версии» будут создавать зону ближайшего развития личности.

Имидж всегда должен нести информацию об индивидуальном, сквозь символы в нем должна проступать неповторимость. Конечно, это не просто. В работе с имиджем мы, как правило, сталкиваемся с проблемой балансирования между общим (стандартизированным, типизированным) и единичным (индивидуальным). Мы создаем имидж, чтобы быть легко «прочитываемыми», узнаваемыми, легко категоризируемыми. Но, с другой стороны, свойственная человеку потребность в открытости, предъявлении того, что отличает его от других в наше время находит опору в проникающим во все сферы нашего бытия мировоззрением постмодерна с его нетерпимостью к единообразию, с его главенствующим тезисом о примате различия, с его скепси­сом по отношению к «общим ценностям» и единым критериям прекрасного. Глобализм с его угрозой удобной унификации всего и вся всколыхнул оппозитную интенцию «инакости», направленность на выявление и поддержание уникального в культурах. На этом фоне выглядит более чем странно наша готовность растворить свою культуру в чужих стандартах и образцах, да еще прочитываемых как культурный идеал.

По словам В. Франкла, чем менее развито самосознание, тем более несвободен человек. Это можно отнести и к рассматриваемым психологическим аспектам проблемы имиджа. Чем менее развито самосознание, тем в большей степени человек оказывается зависимым от «мастерства» тех, кто создает ему имидж, либо от случайного стечения обстоятельств. Ориентируясь в значительной степени на ожидания публики, предвосхищая эти желания, мы можем оказаться в плену неконгруэнтного имиджа.

В предпринятом на кафедре психологии Кубанского государственного университета исследовании было выявлено, что в обыденном сознании имидж рассматривается и определяется как «маска», «социальная личина», призванная обеспечить ее субъекту благоприятное впечатление окружающих. При этом более половины респондентов (55%) осознают дискомфорт, возникающий в следствие чрезмерной зависимости личности от сложившегося стереотипированного взгляда на нее, что препятствует аутентичному поведению, реализации себя и создает эффекты деперсонализации и отчуждения. В исследовании было выдвинуто предположение о том, что существенное содержательное различие между тем, что предъявляется и действительными характеристиками личности, а также чрезмерная зависимость личности от сложившегося имиджа, обусловлены неадекватной Я-концепцией и низкими показателями принятия себя. У такого человека отсутствует соответствие между внутренним состоянием, самоощущением и внешними проявлениями в предъявлении себя другим. Такой имидж и был назван неконгруэнтным.

Яркий пример — американский фильм «Пацан», в котором Брюс Уиллис сыграл роль имиджмейкера, способного дать другим дельный совет и создавший себя по образцу благополучного плейбоя, но при этом глубоко несчастный, неустроенный человек, вытеснивший из своей памяти болезненные воспоминания детства. Разыгранный в фильме фантастический сюжет позволил взрослому герою Брюса встретиться с самим собой — десятилетним пацаном. Вспомнив и приняв свой болезненный детский опыт, герой, наконец, становится аутентичным, начинает жить, обретя личностную идентичность в непрерывности своего прошлого, настоящего и будущего и вырвавшись из плена неконгруэнтного имиджа.

Вывод:

Я хочу, чтобы вы понимали, что у ваших клиентов какая-то одна из этих 3 проблем будет ярко выявлена. Обычно они работают в комплексе, но одна из них приоритетная. Уделите этому вопросу наибольшее внимание. Если вы понимаете, что проблема с самоопределением, направляйте клиента в сторону формулировки целей, задач на ближайший период. Делайте коллажи, анализируйте, разговаривайте на эти темы.

Если вопрос в целевой аудитории — изучайте аудиторию. Проводите опросы, выходите на улицы. Вы сами, будучи стилистом (особенно начинающим) не обязаны разбираться во всех целевых аудиториях. Но вы обязаны знать инструменты, при помощи которых эту аудиторию можно изучать.

Если у нас встаёт вопрос целостности, то большее внимание уделяйте проявлению индивидуальности в одежде. Ищите любимые, ценные, значимые предметы одежды в гардеробе. Возможно, вы сможете выстроить новый образ с их использованием. Довольно часто этника позволяет проявлять индивидуальность. Аксессуарные группы, цветовые сочетания. Всё что угодно, лишь бы человек нёс свою уникальность и неповторимость миру.

Автор: Полина Шкаленкова

 
Rambler's Top100